Правозащитний раздел Голоса Правды
Блоги журналистов

отродясь такого не бывало, и опять то же самое (2): М. Бердник — «Голос Правды»

отродясь такого не бывало, и опять то же самое (2): М. Бердник — «Голос Правды»

В продолжение прошлой записи завязалась ученая дискуссия.
От А.Б. Зубова поступил следующий ответ:

«Многоуважаемый Максим, благодарю Вас, что переслали мне это замечание Игоря Петрова. В 2016 г. оно до меня не дошло. На этот раз я тут же переслал его коллеге, который писал основу для этого раздела книги. Посмотрим, что он ответит. Возможность ошибки всегда имеется в любой науке. Самое важное, чтобы ошибки вовремя исправлялись.
...
Вот я и получил ответ коллеги.
Вот что пишет д.и.н. М.И. Мельтюхов в своей монографии «Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу 1939–1941 гг.» (Москва, «Вече», 2002. С.233):
«Гораздо большее значение для Германии имел транзит товаров через советскую территорию на Ближний и Дальний Восток. Так, в апреле — декабре 1940 г. через СССР прошло 59 % германского импорта и 49 % экспорта, а в первой половине 1941 г. соответственно 72 % и 64 %».
Мельтюхов дает ссылку на монографию:
Schwendemann H. Die wirtschaftliche Zusammenarbeit zwischen dem Deutschen Reich und der Sowjetunion von 1939 bis 1941. Alternative zu Hitlers Ostprogramm? (Экономическое сотрудничество между Германской империей и Советским Союзом в 1939 -1941 годах. Альтернатива гитлеровской восточной программе?). Berlin: Akademie Verlag, 1993. S. 381.
О Генрихе Швендеманне, академическом ученом Фрайбургского университета, Вы можете посмотреть здесь:
https://ru.wikipedia.org/.../%D0%A8%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0...
Оба доктора достаточно авторитеты, чтобы я проверял ещё ссылку Швендеманна, когда готовил этот фрагмент, у меня нет сомнений в их компетентности по данному вопросу.
Ваш критик сообщает:
«За 1940 г. из СССР ввезено товара на 391 млн. рейхсмарок, а, к примеру, из Румынии на 427 млн. Внимание, вопрос: если „59% всего немецкого импорта шло через территорию СССР“, почему импорт из одной Румынии превышает советский? Ведь он, если верить географическим картам, не шел через территорию СССР».
Ну ответ-то самый простой сразу напрашивается — потому что речь идет о товарах закупленных и импортированных в Рейх из СССР и Румынии, а не об импортных товарах, которые транзитом прошли через территорию этих государств. Нет?..
И почему критик уверен, что нужные немцам товары не могли следовать в силу каких-то причин с Востока сначала через СССР, а потом из СССР через Румынию в Рейх?.. Причем тут географические карты?.. Румыны не могли поддерживать германский импорт?
Но в любом случае, его замечания не к Вам, а к Мельтюхову и Швендеманну.
Есть ли у Вашего критика основания утверждать, что кто-то в историографии за последние 15-17 лет опроверг опубликованные ими цифры?»

К сожалению, как нетрудно увидеть, А.Б. Зубов не только не понял сути моих претензий, но и (повторно или даже уже в третий раз) не понял, что пассаж у Мельтюхова относится не к общему объему немецкого импорта, а к доле неевропейской (у Мельтюхова: «Ближний и Дальний Восток») части импорта, шедшего транзитом через СССР, к общему неевропейскому импорту. То есть о европейском импорте в этой цитате речь вообще не идет.
Сравним еще раз два утверждения (жирный шрифт мой).

Мельтюхов: «Гораздо большее значение для Германии имел транзит товаров через советскую территорию на Ближний и Дальний Восток. Так, в апреле — декабре 1940 г. через СССР прошло 59% германского импорта и 49% экспорта, а в первой половине 1941 г. соответственно 72% и 64%».
Зубов: «За 1940 г. через территорию СССР прошло 59% всего германского импорта и 49% экспорта, а к 22 июня 1941 – соответственно 72% и 64%.»

Но не будем останавливаться на Мельтюхове, ведь в ответе А.Б. Зубова указан немецкий первоисточник, даже с номером страницы (это очень любезно).
Я, конечно, не доктор исторических наук, у меня нет даже пяти классов исторического образования, но тем не менее мне кажется методологически правильным заглядывать не в википедию, как поступил мой уважаемый оппонент, а непосредственно в книгу.

На 381 стр. книги Швендеманна, как нетрудно видеть на иллюстрации, располагается Таблица 18. Эта таблица озаглавлена «Импорт германского рейха с Ближнего и Дальнего Востока через Советский Союз в 1940-41 гг.». Именно в этой таблице мы встречаем числа (обведены в кружочек), приведенные А.Б. Зубовым: 59% в 1940 г. и 72% в первые шесть месяцев 1941 г.
Очевидно, что эти числа не имеют никакого отношения к общему немецкому импорту за 1940-41 гг., а именно о нем пишет А.Б. Зубов в своей статье.

Что ж остается только повторить за уваж. оппонентом: "Возможность ошибки всегда имеется в любой науке. Самое важное, чтобы ошибки вовремя исправлялись.
"Теперь все смогут увидеть, следует ли А.Б. Зубов собственным максимам и будет ли эта ошибка публично признана и исправлена.

Источник

 Об авторе:
МИРОСЛАВА БЕРДНИК
Независимый журналист
Все публикации автора »»
Дивіться нас у «YouTube»

Читайте нас у «Google.News», «Яндекс.Дзен», «Facebook», «ВКонтакте», «Однокласники», «Telegram» і «Twitter». Щоранку ми розсилаємо популярні новини на пошту – підпишіться на розсилку. Ви можете зв'язатися з редакцією сайту через розділ «Повідомити Правду».


Знайшли на сайті орфографічну помилку? Виділіть її мишою і натисніть Ctrl+Enter.




Голос Правды
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 голос.; рейтинг: 0)
Блоги журналистов
Auto-Translate
AfrikaansAlbanianArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUrduVietnameseWelshYiddish
Олесь Бузина
Тема дня