Правозащитний раздел Голоса Правды
  • 1 Репост
Блоги журналистов

Метод лома. Как в Украине начали блокировать интернет-СМИ

Метод лома. Как в Украине начали блокировать интернет-СМИ

Позже выяснилось, что вопреки заявлениям провайдера, решение суда все же существует.

11 февраля на сайте Нацкомиссии по связи и информатизации появилось сообщение, что «Капитал» и 66 других сайтов заблокированы по решению Печерского суда Киева. А иск подала Нацполиция.

Судя по списку сайтов, которые приводит НКРСИ — большинство из них связаны с онлайн-казино и ставками. Однако оказались в них также и СМИ. Это уже упомянутый «Капитал», а также сайты «Досье», «Скелет-инфо», Vgolos и «Черная метка».

В стоп-лист также попало несколько информационных агрегаторов — сайтов, которые собирают ссылки на новости с других ресурсов.

Вот список восьми сайтов, которые никакими онлайн-казино не являются, но тем не менее уже недоступны у многих провайдеров.

  • smi.today;
  • ukr.fm;
  • theworldnews.net;
  • skeletinfo.org;
  • blackmark.club;
  • dosye.com.ua;
  • capital.ua
  • vgolos.info

Как информационные ресурсы оказались среди онлайн-казино — это большой вопрос.

Отметим, что тотальной блокировки по факту не произошло — указанные сайты недоступны лишь у отдельных провайдеров. Хотя суд постановил сделать это для всех.

Решение было принято еще 27 января, однако НКРСИ почему-то сообщила о нем только вчера. Интересно, что в Едином реестре судебных решений оно отсутствует.

Метод лома. Как в Украине начали блокировать интернет-СМИ

При этом копию решения опубликовало издание «Насправді».

Метод лома. Как в Украине начали блокировать интернет-СМИ

Как СМИ появились в «черном списке»?

Попавший под блокировку сайт «Досье» сообщает детали уголовного дела, которое стало поводом для решения суда.

«Это дело касается уголовного производства 12019000000000599, которое было открыто Главным следственным управлением Нацполиции 4 июля 2019 года по ч.1 ст.203-2 (занятие игорным бизнесом), ч. 2 ст. 200 (подделка документов на перевод, платежных карточек или других средств доступа к банковским счетам, электронных денег), ч. 2 ст. 209 (легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем) УК Украины», — сообщил ресурс.

Фабула следствия такова — неизвестные через указанные сайты делают переводы на электронные кошельки за участие в азартных играх. То есть два предполагаемых нарушения закона — отмывание денег и доступ к азартным играм.

Но ни суд, ни НКРСИ не объясняют, почему среди «азартных» сайтов оказались СМИ. И оказывались ли на их страницах услуги по зачислению денег и так далее.

Главный редактор сайта «Досье» Владислав Перевозченко полагает, что его сайт формально попал под блокировку из-за баннера с рекламой онлайн-казино, который был удален накануне.

Фактически же, считает журналист, «отправленные в бан новостные сайты публикуют много негатива о людях, составляющих цвет украинской нации. И требовался повод, чтобы прикрыть лавочку».

Главный редактор «Капитала» считает происходящее рейдерской схемой.

«Решение касается кучи игровых сайтов. В которое кто-то добавил несколько новостных агрегаторов и вместе с ними — сайт Капитала. Пока это все выглядит как старая добрая рейдерская схема, когда в список счетов под арест включаются левые по заказу. При этом делается все, чтобы решение нельзя было оспорить (провайдер не признавался, напомню) в срок», — заявил Чечило.

Кто устроил блокировку?

О заказном характере блокировки написал в Facebook известный криминальный журналист Владимир Бойко.

Он считает, что дело шло под личным контролем замгенпрокурора Виталия Касько и его подчиненных Ивана Темченко и Алексей Шамардина, которым якобы «занесли».

Также, по словам Бойко, ведомство Рябошапки еще с осени занимается «раскулачиванием» онлайн-казино.

«Еще в конце сентября 2019 тогдашний начальник Управления надзора за соблюдением законов Национальной полицией Украины Генеральной прокуратуры Александр Лукашенко договорился с судьей Печерского районного суда Сергеем Волком о снятии ареста с денежных средств в сумме 700 тысяч долларов, которые были изъяты у организатора онлайн-казино в ходе обыска, проведенного следователями Нацполиции», — намекает на личную заинтересованность прокуроров Бойко.

Владимир Бойко скриншот

Тем не менее, вопрос о том, что было главной целью — СМИ или сайты казино — остается открытым. Очевидно, что работа с онлайновым игорным бизнесом давно ведется полицией и генпрокуратурой. И новостные сайты могли случайно «попасть под раздачу» — например, размещая у себя баннеры, которые ведут на сайты казино.

С другой стороны, модель, по которой отработали следствие и суд, открывает дорогу к блокировке в общем-то любых украинских ресурсов.

В судебном решении не указаны причины, по которым блокировались именно новостные сайты. То есть можно просто вписать любой веб-сайт в постороннее уголовное дело и тихо — без уведомления владельцев сайта — заблокировать его через суд.

После чего ресурс вынужден будет доказывать через тот же суд, что он ни в чем не виноват.

Очень удобная схема, если через Раду не удастся протащить драконовские законопроекты о закрытии интернет-СМИ. А такая перспектива есть — учитывая, что против инициатив «слуг народа» выступили как журналисты, так и правозащитники за рубежом.

Схема работает и на крупных сайтах

Указанную модель, как выяснила «Страна», опробовали уже и на крупных интернет-ресурсах. Под частичную блокировку попал сайт «Корреспондент». Летом тот же Печерский суд Киева в рамках расследования Нацполиции вынес решение прекратить доступ к одному из старейших интернет-изданий страны.

Это произошло после того, как разделе блогов «Я — Корреспондент» вышло расследование о заместителе начальника Главного следственного управления Национальной полиции Евгении Шевцове и его жене Алене Дегрик, которая занимается бизнесом.

Всего по этому делу суд постановил заблокировать еще 17 интернет-ресурсов. При этом схема была та же, что и с «Капиталом» — представители сайта и управляющей им компании в суд не вызывались, а блокировка прошла явочным порядком.

«Никаких предупреждений ни о судебном решении, ни об ограничении доступа к сайту, ни о вообще существовании какого-либо уголовного производства, где фигурирует „Корреспондент“, ни в редакцию сайта, ни в адрес владельца сайта холдинга УМХ не поступало ни по одному из каналов коммуникаций», — рассказали «Стране» в «Корреспонденте».

В издании говорят, что суды по разблокировке длятся до сих пор — то есть формально ресурс закрыт от пользователей уже полгода. Правда, по факту не все провайдеры отключили сайт после решения Печерского суда.

Источник

 Об авторе:
МИРОСЛАВА БЕРДНИК
Независимый журналист
Все публикации автора »»
Читайте нас у «Google.News»

Читайте та обговорюйте найцікавіші публікації «Голосу Правди» в наших групах у «Facebook», «ВКонтакте», «Однокласники», «Telegram» і «Twitter». Щоранку ми розсилаємо популярні новини на пошту – підпишіться на розсилку. Ви можете зв'язатися з редакцією сайту через розділ «Повідомити Правду».


Знайшли на сайті орфографічну помилку? Виділіть її мишою і натисніть Ctrl+Enter.




  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(0 голос., рейтинг: 0)
Блоги журналистов
Auto-Translate
AfrikaansAlbanianArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBulgarianCatalanChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekHaitian CreoleHebrewHindiHungarianIcelandicIndonesianIrishItalianJapaneseKoreanLatvianLithuanianMacedonianMalayMalteseNorwegianPersianPolishPortugueseRomanianSerbianSlovakSlovenianSpanishSwahiliSwedishThaiTurkishUrduVietnameseWelshYiddish
Олесь Бузина
Тема дня